Donnerstag, 1. August 2024

Алюминиевая ложка

(о повести Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр»)

 

Посвящаю моему деду, Вощанкину Николаю Алексеевичу, миномётчику,

погибшему 80 лет назад, освобождая Минск от немецко-фашистских захватчиков.

 

Моя бабушка всю жизнь хранила письма с фронта моего деда, который погиб, когда был моложе, чем моя дочка сейчас. Вот такая арифметика. Я читаю эти пожелтевшие письма и пытаюсь представить себе, как дедушка Коля воевал, как, сидя в окопе, писал их карандашом на тетрадных листочках, как сложенные аккуратно треугольником, летели они, как белые голубки, домой. В последнем письме бывалый солдат писал о том, какая чудесная жизнь у них начнётся после войны, о том, что за годы фронтовой жизни он научился и пилить, и строгать, и сапоги тачать… По профессии Николай Алексеевич был бухгалтер.
Когда я читала «Будь здоров, школяр» я была там, на миномётной батарее, вместе с моим молодым дедом.
Свою повесть Булат Окуджава написал в 1961 году, в эпоху оттепели, полёта в космос Юрия Гагарина и свадьбы моих родителей. И даже тогда, когда у всех кружилась голова от успехов по преодолению тоталитаризма и возможности говорить истину открыто и не таясь, повесть эту печатать не хотели. Не любят её там, наверху, и до сих пор. Потому что в ней поэт и воин рассказал без прикрас всю правду о войне.
Булат Окуджава был ещё совсем мальчиком, когда пошёл в военкомат. Ему не было ещё и 18 лет. Что он мог знать о фронте? Его отец был расстрелян без суда и следствия, мама 18 лет провела в сталинских лагерях. Но их сын пошёл добровольцем защищать свою родину. Он был рядовым бойцом отдельной миномётной батареи 229 полка. В его задачу входило подносить мины, 16 кг каждая, к орудию. Заряжали батарею уже другие бойцы.
О чём повесть? О том, как болят израненные, покрытые кровяными мозолями, руки, как свистит в ушах ледяной зимний ветер в голой Моздокской степи, как коченеют ноги в обмотках и старых ботинках на снегу.  Ещё эта повесть о голоде: он пронизывает каждую строчку на каждой странице. И это не только животный голод от того, что кроме сухарей и баланды из концентратов ничем не кормят, это ещё и голод по свободной мирной жизни. Жизни до войны. А теперь вокруг него только смерть. И поэтому так тяжело он переживает потерю своей солдатской алюминиевой ложки. Затрапезная банальная вещь в мирной жизни приобретает яркий символический ореол. Практически в каждой главе повести всплывает этот мистический образ:
Из главы «Война»
Я многому уже научился. Как будто я не голоден. Как будто мне не холодно. Как будто мне никого не жалко. Только спать, спать, спать… Потерял я ложку, как дурак. Обыкновенная такая ложка. Алюминиевая. Почерневшая. С зазубринами. И всё-таки это ложка. Очень важный инструмент. Есть нечем. Суп пью прямо из котелка. А если каша? Я даже дощечку приспособил. Щепочку. Ем кашу щепочкой. У кого попросить? Каждый ложку бережёт. Дураков нет. А у меня – дощечка. А Сашка Золотарёв делает на палочке зарубки. Это память о погибших.» 
На постое в избе:
«Мы сидим за столом. Мы молчим. Едим похлёбку гороховую. Мы едим деревянными ложками. А у меня ложки нету. Вот уйдём отсюда и достану я свою дощечку. А уж этой деревянной сейчас поем. Давно ложки у меня не было… Мы едим гороховую похлёбку, хлеба нет.»  
«А у меня нету ложки.  Я как без рук без ложки. Надо мною смеются, над щепочкой моей. И сам я смеюсь… А ложки-то нет у меня… И сапог нету.»
У героя повести на самом деле две мечты: приобрести ложку и сапоги. Как будто Булат Окуджава перефразирует народную поговорку: «Лаптем щи хлебает.» То есть не заработал себе не сапоги и приличную еду, голь перекатная. Когда он слышит, что на складе им поручено грузить новые сапоги для миномётного подразделения, луч надежды озаряет его: «Сапоги! Вот они когда. Настоящие сапоги. Вот теперь-то только и начнётся по-настоящему. Сапоги… А то ведь, как обозник, в обмотках хожу. Даже стыдно. Автомат и обмотки. Ну уж теперь навоюем!» «В сапоги можно навертеть тряпок до чёрта, - говорит Сашка, - никакой мороз не прошибёт. – И не промокнут, - говорю я. – Хорошо, - говорит Сашка, - тавотом подмазал и гуляй. – И ложку можно за голенище заткнуть, - говорю я.
Герою повести так и не суждено получить новые сапоги. В сцене погребения погибших бойцов он обращает внимание на их обмундирование: «Мы укладываем всех. Аккуратно. Они лежат в шинелях. Они лежат в сапогах. У всех новые сапоги. Мы молча орудуем лопатами. Мы делаем всё, что нужно. Всё, что нужно. Вот уже и сапоги скрылись под слоем земли. И на холмике лежит каска. А чья – неизвестно.»
«Идёт война. Идёт она сама по себе без передышки. Делает своё дело. Ни на кого не смотрит. Идёт война. Ржавеет мой автомат. Ни разу я не выстрелил из него.»
Теперь я хочу предложить Вашему вниманию фрагмент последней главы повести:
«Мы ведь не просто позицию меняем: лишь бы переменить. Мы вперед идем. Моздок уже
за спиной где-то. Давай, давай! Теперь - то я уже наверняка ложку достану.
 Хорошую, новенькую ложку буду иметь. А вот бой кончится, выдаст старшина мне сапоги...
 Это когда кончится. А когда он кончится?..»
«— А тебе без ложки - то легче, — говорит Коля, — хлебнул пару раз — и все. А тут пока
его зачерпнешь, да пока ко рту поднесешь, да половину прольешь...
— А я тут ложки видел немецкие, — говорит Сашка, — новенькие. Валяются. Надо бы
тебе принести их.
 И он встает и отправляется искать ложки. Будет и у меня ложка! Правда, немецкая. Да
какая разница… Сколько я без ложки прожил! Теперь, зато с ложкой буду.
 Ложки и в самом деле хорошие. Алюминиевые. Целая связка.
— Они мытые, — говорит Сашка, — фрицы чистоту любят. Выбирай любую.
 Ложки лежат в моих руках.
— Они мытые, — говорит Сашка.
Ложек много. Выбирай любую. После еды ее нужно старательно вылизать и сунуть в
карман поглубже А немец тоже ее вылизывал. У него, наверное, были толстые мокрые губы.
И когда он вылизывал свою ложку, глаза выпучивал...
— Они мытые, — говорит Сашка.
...А потом совал за голенище. А там портянки пропревшие. И снова он ее в кашу погружал,
и снова вылизывал... На одной ложке — засохший комочек пищи.
— Ну, что ж ты? — говорит Коля. Я возвращаю ложки Золотареву. Я не могу ими есть.
Я не знаю почему... Мы сидим и курим. »
«Все бегут мимо меня. Встаю. Все цело. Мамочка моя милая... все цело. Там недалеко
Шонгин лежит. И Сашка стоит над ним. Он держится рукой за подбородок, а рука у него трясется.
Это не Шонгин лежит, это остатки его шинели... Где же Шонгин - то? Ничего не поймешь. Вот
котелок, автомат... ложка! Лучше не смотреть, лучше не смотреть.
— Прямое попадание, — говорит кто-то.
 Коля берет меня за плечи. Ведет. И я иду.
— Землю - то выплюнь, — говорит он, — подавишься. »
 «Я просыпаюсь на несколько минут, когда меня несут в барак медсанбата.
Укладывают на пол. И я засыпаю снова.
...Это большая, прекрасная комната. И стекла в окнах. И тепло. Топится печь.
Меня тормошит кто - то. Это сестра в белом халате поверх ватника.
— Давай документы, милый, — говорит она, — нужно в санитарный поезд оформлять.
В тыл повезут.
Я достаю документы из кармана. Вслед за ними выпадает ложка. Ложка?!
— Ложку не потеряй, — говорит сестра.
Ложка? Откуда у меня ложка?.. Я подношу ее к глазам. Алюминиевая сточенная ложка,
А на черенке ножом выцарапано «Шонгин» ... Когда же это я успел ее подобрать? Шонгин,
Шонгин… Вот и память о тебе. Ничего не осталось, только ложка. Только ложка. Сколько
войн повидал, а эта последняя. Бывает же когда последняя. А жена ничего не знает.
Только я знаю... Я упрячу эту ложку поглубже. Буду всегда с собой носить... прости меня,
Шонгин, старый солдат...»
Интересно, понимал ли тогда молодой писатель Окуджава, что он со своей повестью, так же как Гоголь со своей «Шинелью», влился в поток мировой литературы? Что для него эта алюминиевая ложка? Это лодка, которая держит героя повести наплаву жизни.
 
07.07.2024, Берлин

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen