Памяти моей мамы
«Печаль будет
длиться вечно» - эти слова сказал умирающий Ван Гог своему брату Тео. Всё
творчество художника было агонией борьбы с косностью и чёрствостью мира за
идеалы гармонии и совершенства. В его живописи пел обнажённый нерв души. Пожар
красок, летящий вихрь виртуозной кисти, головокружительные композиции – такими
мы знаем его картины. Но были среди них и другие. Об одном таком холсте, о
котором можно сказать, что это гениальная реминисценция, и пойдёт речь.
Реминисценции были распространены в эту эпоху. Камиль Писсарро, под впечатлением знаменитого полотна Вильяма Тёрнера «Большая западная железная дорога», написал в Лондоне свою картину «Станция с локомотивом».
Но когда «отец импрессионизма» переселился с о своей семьёй в местечко Понтуаз к северу от Парижа, его заинтересовали быт и окружение земледельцев Франции. В 1873 -1874 годах Камиль Писсарро готовит с друзьями первую в истории живописи выставку импрессионистов. Одна из его работ этого периода привлекла моё внимание: горизонтальный холст представляет собой композицию двух параллельных линий – дороги и линии горизонта. На пересечении двух мысленных диагоналей, в самом центре картины, запечатлена повозка-одноколка с везущей её лошадью и едущими в ней поселянами. Навстречу повозке бредёт путник с заплечным мешком и посохом. Симметрично к нему с другой стороны картины по той же дороге идут, навстречу ему, празднично одетые крестьянки. Откуда они идут? Из церкви? Колорит картины навевает меланхолию, слышится отдалённый колокольный звон. Несмотря на изображённое движение, холст завораживает взгляд зрителя. Останавливает его центральная точка полотна - ось колеса повозки. В этом образе отразилась вечность и незыблемость мира.
Без сомнения,
Винсент Ван Гог видел в Париже картину Камиля Пассарро, и она запала ему в
душу. К сожалению, ему не удалось поработать в колонии художников – учеников
«отца импрессионизма», но их пути пересеклись в 1887 году, когда Ван Гог искал
в Париже вдохновение для развития своего уникального таланта. Это был тяжёлый
период для Писсарро, он нуждался в материальной поддержке и Тео Ван Гог, брат
художника, ему в этом помогал. Тогда и познакомился маститый импрессионист с
работами Винсента. Но, к сожалению, в эту пору сам Писсарро был серьёзно
увлечён пуантилизмом и не смог по достоинству оценить творчество Ван Гога. Возможно,
встреча с Писсарро и подтолкнула Винсента на поиски собственных путей в
искусстве, хотя отголоски пуантилизма Сёра и Синьяка, да и самого Писсарро, прозвучали
в произведениях Ван Гога последующего периода.
Но мы говорим не об этом. Винсент чувствует в себе силу возглавить собственное художественное направление, которое он называет «Современная живопись». В феврале 1888 года он отправляется в городок Арль, в Провансе, на юге Франции, чтобы организовать колонию художников под названием «Studio au sud». Здесь раскрылся с полной силой непревзойдённый талант художника. Он пытается передать изобразительными средствами свою любовь к окружающему миру. Среди шедевров этого периода выделяется полотно «Урожай», написанное в конце июня 1888 года и предварительный рисунок к нему, датированный 12 июня. Рисунок назван «Урожай в Провансе». Он был послан в письме Винсента к брату Тео. В письме художник упоминает, что он хотел создать в рисунке атмосферу «старой Голландии времён Рейсдаля». Но в действительности мы видим композицию, идентичную изображённой у Писсарро.
Через месяц, в
июне, Винсент создаёт рисунок пером, назвав его «Пейзаж с поездом». И снова
композиция листа расчерчена горизонталями дороги, рельсов поезда, деревьями
среди межевых полос на полях пшеницы. В письме к брату Тео художник пишет: «Мне
удалось сделать лучший рисунок пером изо всех, что я сделал в этой технике.
Этот рисунок – самый «японский». Крошечный поезд, едущий через поля пшеницы,
крестьяне и повозка – всё полно дыханием жизни!»
Проходят два
года, полных счастливой, плодотворной работы и страшных личных трагедий
художника. После пребывания в психиатрической лечебнице Сен-Реми перед
Винсентом снова встаёт вопрос: где жить? Тео советуется с Камилем Писсарро и
тот предлагает обратиться к врачу-гомеопату Паулю Гаше, художнику-любителю из
круга импрессионистов, живущих в Понтуазе. В своём доме, недалеко от местечка Овер,
доктор Гаше организовал офортную мастерскую, где его друзья-художники могли
печатать свои гравюры. Ван Гог с энтузиазмом принял приглашение доктора и в
середине мая 1890 года поселился в Овере, недалеко от дома Пауля Гаше. Доктор
настоятельно просил художника продолжать его самоотверженную и мужественную
работу, он высоко ценил Ван Гога как одарённую творческую личность и один из
немногих видел в работах Винсента прорыв в будущее. В конце мая, начале июня
художник в порыве вдохновения пишет два портрета доктора Гаше и готовит к
печати медную доску для своего единственного офорта «Портрет доктора Гаше с
курительной трубкой».
3 июня в письме к
брату Тео Винсент пишет: «Я очень надеюсь выполнить несколько медных досок с
гравюрами моих живописных работ. Если их напечатать, широкая публика Парижа
сможет ими заинтересоваться. Месье доктор Гаше обещал мне поехать со мной в
Париж и выбрать подходящие мотивы моих картин для изготовления офортов». Этой
идее не суждено было осуществиться, как, впрочем, и многим другим. Но то, что
Ван Гог был прирождённым офортистом, видно и по его единственной гравюре на
меди. 28 июня Поль Гоген пишет Винсенту Ван Гогу: «Мой дорогой Винсент,
вернувшись домой после моей поездки, я обнаружил у себя дома Ваше письмо с
гравюрой, изображающей доктора Гаше. Я лично его не знаю, но я много слышал о
нём от «папаши» Писсарро. Вам, должно быть, приятно видеть среде Ваших знакомых
человека, который симпатизирует Вашим идеалам и Вашей работе.»
13 июня Ван Гог
пишет брату: «В эти дни я работаю много и быстро. Я хочу передать в живописи
скорость современной жизни. Я написал вчера виноградник на горе с видом на Овер
и месье Гаше он очень понравился.» В этом письме Винсент упоминает ещё одну
работу, законченную в эти дни: «...большая картина, изображающая ландшафт с
повозкой и поездом.»
Вот об этой
картине, написанной 12 июня 1890 года, за полтора месяца до самоубийства
художника, я и хочу рассказать. Но сначала предыстория. 16 мая Ван Гог покидает
психиатрическую лечебницу Сен-Реми и сразу приезжает в Париж, к брату Тео, где
знакомится с женой брата и его маленьким сыном, Винсентом. Самочувствие
художника не предвещало ещё катастрофы. Когда же через месяц брат с семьёй
навещает Винсента в Овере, душевное состояние Ван Гога, по словам Йоханны Ван
Гог-Бонгер, жены его брата, уже было непоправимо нарушено. Помимо психических
проблем мучило художника и его материальное положение, его вечная зависимость
от помощи брата.
В кармане его
куртки после рокового выстрела 27 июля, был найден сложенный вдвое листок
писчей бумаги с наброском письма карандашом и следами засохшей крови на
страницах. Письмо датировано 23 июля. Художник сетует на то, что его работы не
продаются. Он пишет: «Я всё поставил на карту: и мою работу, да и саму мою
жизнь, к тому же разум мой уже наполовину разрушен.» Но всё это было потом.
А 12 июня Винсент
выходит на пленэр, как обычно, нагруженный мольбертом, красками, холстами, и
пишет пейзаж, снова напоминающий картину Камиля Писсарро. В третий раз.
Картину художник
называет «Пейзаж в Овере после дождя». Уже после смерти Ван Гога это полотно
приобретает меценат и собиратель картин западных мастеров Иван Морозов вместе с
другими работами живописца. В 1919 году коллекция пополняет собрание 2-го Музея
современной западной живописи, впоследствии вошедшего в ГМИИ им. Пушкина.
Там я и увидала
её в первый раз, а было это 55 лет назад. Это была любимая картина моей мамы.
Когда мы ходили в Пушкинский музей, то, обойдя всё собрание и насладившись
искусством Египта и Древней Греции, мы непременно напоследок заглядывали к
импрессионистам. Мы останавливались с мамой у этой картины и подолгу любовались
ей. Я знала, что её написал художник Винсент Ван Гог. Но я не знала тогда, что
работал он над своим холстом уже будучи тяжело душевнобольным человеком,
накануне самоубийства.
Более светлой,
умиротворяющей картины я в своей жизни никогда больше не видела. Художник уже
простился со своими земными страхами и душевными муками, воспарил над
обыденностью и увидел её совсем с другой перспективы. Горизонт полотна очень
высокий. Зрителю открываются неоглядные дали освежённых дождём зелёных полей и
маленькая одинокая фигурка склонённого в работе крестьянина в белой рубахе.
Перерезает холст бледно-розовая дорога, по которой едет одноколка, запряжённая
промокшей насквозь лошадкой. Центр картины – карминовое колесо – символ жизни,
символ солнца? Дорога, пропитанная дождём, отражает это колесо в лужах. В
звенящей тишине слышен лёгкий гудок паровоза. Пар поднимается с нагретой земли
и сливается с подобным белым облакам паровозным дымом на самой кромке
горизонта. Куда едет эта печальная повозка, без седоков, без кучера?
В этом
произведении запечатлён диалог Винсента Ван Гога со своим предшественником,
Камилем Писсарро. Такой же, какой состоялся когда-то между Писсарро и Вильямом
Тёрнером в их мысленной беседе.
Вспоминая картину
«Пейзаж в Овере после дождя», я представляю, как мы с мамой тихонько беседуем
около неё в зале западной живописи музея изобразительных искусств. Мамы уже нет
и страны той тоже нет. «Печаль будет длиться вечно» - сказал Винсент Ван Гог.
Ирина Шиповская
28.07.2025 Берлин
Keine Kommentare:
Kommentar veröffentlichen