Montag, 26. Dezember 2022

Тень

 «Ему стало неприятно, не столько потому, что тень ушла, сколько потому, что он вспомнил историю о человеке без тени, известную всем и каждому у него на родине, в холодных странах. Вернись он теперь домой и расскажи, что с ним приключилось, все бы сказали, что он пустился в подражательство, а это ему было без нужды. Вот почему он решил даже не заикаться о происшествии тенью и умно сделал.»

Г. Х. Андерсен «Тень»


Сейчас, когда страшная чёрная тень войны накрыла Украину, когда после бомбёжек в домах и на улицах городов царит тьма и прячет под собой окровавленные руины, я хочу вспомнить людей, которые первыми в литературе критически и со всей серьёзностью отнеслись к фатальной природе тени.

Кто был тот, который рассказал когда-то историю человека без тени? Адельберт фон Шамиссо, французский граф, во времена французской революции ещё ребёнком лишился фамильного замка, титула, родины, семьи, благосостояния, буквально превратился в тень. Оказавшись в Берлине, он вынужден был мастерить бумажные цветы на продажу, чтобы заработать на пропитание. Будучи уже молодым человеком, Шамиссо удалось наняться гувернёром в богатую семью в Бранденбурге. Коротая зимними вечерами время при свечке, он пишет сказочную повесть «Необыкновенное жизнеописание Петера Шлемиля». 

Это повесть о человеке, продавшем свою тень дьяволу. Но это не просто сказка. Шамиссо удалось в своём повествовании глубоко препарировать природу тени, вернее всего того теневого, негативного, что присуще человеку, падкому на наживу, мечтающему о власти, подобострастии окружающих, почёте и уважении. Грандиозные планы Шлемиля рухнули по одной простой причине - отсутствии его собственной тени. Никто не захотел знаться с человеком, у которого такая запущенная и, наверное, заразная болезнь. Тут и начались для бедного Шлемиля настоящие «хождения по мукам». И никакие деньги ему не помогли. Само имя героя – Шлемиль – Шлимазл - Неудачник с самого начала предопределяет характер персонажа.

Сказка была опубликована в 1813 году в Берлине. Через год Э.Т.А. Гофман, приехав из Лейпцига, смог сам выразить автору своё восхищение этой сказкой. А в 1815 году в своём «Приключении в Новогоднюю ночь» Гофман даже включил Петера Шлемиля в канву этой страшной сказочной повести, где один из героев отдаёт в подарок возлюбленной своё отражение в зеркале. 

Тени Шамиссо и Гофмана не давали покоя давнему почитателю их творчества, Г. Х. Андерсену. В 1847 году он пишет сказку «Тень». В ней главный герой сам освобождает свою тень от необходимости быть привязанной к своему хозяину. В конце концов тень женится на принцессе, а её хозяин кончает жизнь на плахе. Андерсен, кроме сочинения сказок, очень увлекался вырезанием теневых фигурок из чёрной бумаги и все они носили трагический или демонический характер.

Оно и понятно, ведь человеку с древнейших времён был присущ этот первобытный ужас, мистическое преклонение перед тенью. В пещерах это были тени убитых животных, обрисованные на стенах древесным углём. Они символизировали души предков. В Месопотамии и Египте скульптуры богов и богинь отбрасывали тени на стены храмов. В отличие от оригиналов, они могли двигаться, и, при необходимости, говорить. Тени задабривали: приносили им жертвы, цветы, курили благовония.  В Греции в театре актёры искусно работали с тенями, изображая обитателей Аида. Знаменитые старинные театры теней Китая, Индии, Индонезии представляли силуэтные изображения из пантеонов богов и богинь, вырезанные из пергамента и ярко раскрашенные, подсвеченные масляными лампами.

Прошли века, тысячелетия, а ужас перед тенью остался. В связи со всем написанным хочу только добавить, что сейчас в Кремле сидит тоже тень. Но не гофмановский альраун или кобольд, подвергшийся изучению доктора Проспера Альпануса, а мнемонический образ, вызванный к жизни для уничтожения тысяч мирных людей за карточным столом в Лефортово. И повинен во всём граф Яков Вилимович Брюс. 

Примечание для любознательного читателя. Ещё одним поклонником Адельберта фон Шамиссо и Э. Т. А. Гофмана был Александр Васильевич Чаянов, экономист, учёный, писатель. Фрагмент про графа Брюса принадлежит повести Чаянова «Необычайные, но истинные приключения графа Фёдора Михайловича Бутурлина», 1924. Автор повести был расстрелян в марте 1937 года. Так тень НКВД опять, в который раз, сжала свои щупальца на горле художника.

Ирина Шиповская

Записано в бреду коронавируса, в ночь перед Рождеством, декабрь 2022.

Иллюстрации к сказкам Э.Т.А.Гофмана

Иллюстрации к повести «Необыкновенное жизнеописание Петера Шлемиля» Адельберта фон Шамиссо


Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen