Samstag, 31. Dezember 2022

Моя первая книга

Когда мне было 2 года, на Новый год я получила в подарок книгу. Это был роскошный тяжёлый фолиант, напечатанный на дорогой плотной бумаге с потрясающими большими цветными иллюстрациями и глянцевой суперобложкой. Эта книга всю мою жизнь была со мной: и весь мой пушкинский и московский периоды, и эмиграцию в Германию, и Дрезден, и Баден-Вюртемберг, и Баварию, и Берлин; пережила бесконечную череду съёмных квартир, переездов, чемоданов. Сейчас она, как всегда, со мной. На яркой обложке – Оле Лукойе со своим волшебным зонтиком, напоминающим китайскую ширму. Сам Оле Лукойе выглядит очень нарядно: на нём зелёный бархатный камзол с красной розой в петлице, накрахмаленный стоячий воротник и атласный золотой галстук. Ночной гость мягко ступает в своих балетных чёрных башмаках и дружественно приподнимает рукой свой цилиндр в знак приветствия. Другой, страшный чёрный зонтик, он держит под мышкой закрытым, но хорошо заметно, что он гораздо больше того, красивого, яркого, который он уже открыл над нами.

Я помню очень отчётливо, что папа привёз книгу из Москвы. Тогда ещё у нас не было привычки заворачивать книги в подарочную бумагу, потому что такой бумаги не было. Поэтому, когда папа вытащил её из портфеля, я могла сразу же насладиться её свежим типографским запахом и блеском красок. Сейчас я уже могу прочесть, что книга была издана в Праге в 1966 году в издательстве АРТИЯ. Художником её был Иржи Трнки. В моей берлинской книжной коллекции находится ещё одно прекрасное издание книги с иллюстрациями этого художника «Еврейские сказки».

Моя первая книга называлась «Ганс Христиан Андерсен. Сказки». И сразу после весёлой и манящей суперобложки ты окунался в чёрный омут фантазий писателя. На форзаце в разворот представлены фантомы Андерсена, вырезанные им из бумаги. Здесь и виселицы с висящими на них Пьеро с гигантскими сердцами в руках, и танцовщицы, балансирующие на одной ножке на крыле бабочки или на высоком дереве, в гнезде аиста; здесь тролли и кобольды, со страшной ухмылкой открывающие бумажный занавес бесовского театра; здесь ведьмы, летящие на метле и руки, превращающиеся в крылья.

Андерсен вырезал силуэты из бумаги всю свою жизнь. Этому искусству он научился у своего отца, а тот следовал народной датской традиции поздравлять односельчан такими самодельными открытками. Но для Ганса Христина процесс вырезания из бумаги вылился в мощный импульс для вдохновения. Когда он колдовал своими быстрыми ножницами над листом бумаги, рождались его несравненные сказки. Жизнь писателя, испытавшего и голод, и холод, и лишения, и невзгоды, была далеко не лёгкой. Но даже к самым тяжёлым её проявлениям он научился относиться с лёгкой долей иронии. Вот эту-то иронию я и разглядела в силуэтах, представленных на форзаце книги.

Я верю, что какими бы ни были испытания, которым подвергает нас судьба, меня будет хранить волшебник Андерсен со своими странными сказками и странными силуэтами. До тех пор, пока моя первая книга будет со мной.

 Ирина Шиповская    01.01.23


Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen